Главная » Статьи » Мои статьи

Техническое обслуживание велосипеда

 

Техническое обслуживание велосипеда

 

Добрый день. Сегодня рассмотрим основные операции по техническому обслуживанию велосипеда.

 

Проверка крепления деталей велосипеда.

Чтобы проверить крепление основных деталей необходимо приподнять переднее колесо над землей на 25 см и отпустить его, чтобы получился отскок. Если на вашем велосипеде будут незакрепленные детали или присутствует люфт, Вы услышите характерный дребезг. Все компоненты велосипеда обязательно должны быть надежно зафиксированы.

 

Проверка давления в шинах.

Проверьте уровень давления в шинах. На боковой поверхности покрышки указано давление необходимое для нормальной работы. Обычно на маунтинбайках давление в шинах составляет 40-50 PSI. Езда со спущенными шинами грозит быстрым износом и повреждением покрышки и ободов колеса. Перекаченные выше нормы шины более подвержены частым проколом.

 

Состояние тормозных колодок

Визуально проверьте состояние колодок на износ. Если они изношены, замените их на новые. Не стоит так же ездить на колодках до полного стирания, должен быть запас.

 

Проверка тормозной системы

Для того чтобы проверить работу тормозов нажмите на тормозные ручки. Полным нажатием должно быть обеспечено максимальное торможение.

 

Чистка тормозной системы

Изначально необходимо проверить чистоту тормозных колодок. Колодки должны быть чистыми и сухими. В них попадает песок, иногда вода и масло (может попасть при неаккуратной смазке велосипеда). Проверьте и почистите тормозные тросики, и туда может попасть грязь и пыль. После очистки смажьте их в местах входа тросика в оплетку.

 

Регулировка тормозной системы

Проверьте натяжение тросика тормозной системы. Тормозные ручки не должны касаться руля даже при нажатии. Необходим достаточный запас хода. Во время эксплуатации тросики растягиваются, изнашиваются колодки, в связи с чем растет зазор между ободом и тормозной колодкой. Необходимо постоянно следить за этим и в случае необходимости регулировать натяжение на тормозных ручках или на тормозе с помощью инструментов.

 

Проверка крепления колес

Проверьте крепление колес: каждое колесо необходимо прокрутить, следя за тем, чтобы в местах крепления не было люфта (не должно болтаться). Также при вращении колеса можно проверить наличие «восьмерок», для этого посмотрите на колесо с торца – вращение должно быть ровным, без смещения относительно центра. Проверьте затянуты ли эксцентриковые зажимы или гайки на осях колес.

 

Проверка работы эксцентриков колес

Неправильная установка и затяжка эксцентрикового зажима на колесе может привести к его потере, и как следствие к стать причиной ДТП. Установка эксцентрикового зажима:

1. Установите эксцентриковый зажим в положение ОТКРЫТО(OPEN) и вставьте колесо в направляющие вилки

2. Поверните эксцентрик в среднее положение между ЗАКРЫТО(CLOSE) и ОТКРЫТО(OPEN) и затяните рукой противоположную гайку на эксцентрике до упора.

3. Переведите зажим в положение ЗАКРЫТО(CLOSE), при этом движение в конце должно быть с усилием.

4. Если усилие отсутствует, повторите пункт 2.

5. Эксцентрик необходимо поворачивать так, чтобы он был направлен от переднего колеса к заднему для исключения зацепа предметов во время.

 

Проверка затяжки осей педалей

Ось педали должна быть хорошо закручена в шатун. Протяжка производится с помощью ключа с длинной рукояткой. Плохая протяжка со временем вызовет вырывание резьбы из шатунов во время движения. Запомните, что правая педаль имеет правую резьбу, а левая – левую.

 

Проверка люфта педалей

Проверьте педали, каретку и шатуны на наличие люфта. Для этого зажмите руками шатуны и попробуйте их подвигать относительно друг друга. Люфт появляется если ослабло крепление каретки.

 

Проверка состояния ручек руля

Рукоятки на концах руля - грипсы - не должны проворачиваться вокруг своей оси. Если они не закреплены, необходимо их посадить на клей.

 

Проверка системы переключения передач

Отслеживайте четкость переключения передач. Посторонние звуки при переключении указывают на необходимость настройки. Натяжение тросика производится с помощью регуляторов на манетке и переключателе. Во избежание поломок во время вращения педалей назад или стоя на месте не производите переключение передач.

 

Проверка состояния тросовых приводов

Все четыре тросика должны быть без заломов, расплетения и порванных жил. Тросики должны быть чистыми. Смазывать тросики нужно жидкой или полужидкой тефлоновой смазкой. Концы тросика должны быть закреплены заглушками для защиты от расплетения.

 

Проверка регулировки рулевой колонки

Для проверки на наличие люфта зажмите передний тормоз и пораскачивайте велосипед. При вращении руля не должно быть заеданий и других помех. При наличии каких либо их этих проблем необходимо разобрать колонку для проверки подшипников на износ.  Смазка рулевой колонки производится минимум раз в год.

 

Проверка биения обода

Проверка на биение обода проходит следующим способом: велосипед фиксируется над землей и прокручивается. При этом визуально замерьте расстояние между колесом и колодками, как в вертикальной (вверх-вниз), так и горизонтальной проекции (вправо-влево) – оно должно быть постоянным во время вращения. Для устранения биения обода проводится переспицовка колеса (регулировка натяжения каждой спицы) на специальном станке или в мастерской.

 

Проверка состояния спиц

Сожмите пальцами две ближайшие спицы (для всех спиц колеса) и проверьте степень натяжения. Натяжение должно быть одинаковым у всех спиц. Плохо натянутую спицу необходимо протянуть и проверить колесо на наличие биения обода.

 

Проверка состояния труб рамы

Постоянно проверяйте раму и вилку на наличие мелких трещин и вмятин, особенно перед дальним путешествием. Любой дефект в дальнейшем может перерасти в разлом трубы в этом месте. Алюминиевые рамы ломаются в местах трещин гораздо быстрее стальных.

 

Проверка состояния и крепления руля и выноса

Проверьте крепление руля и выноса руля. В них не должны быть люфта. Вынос руля может быть поднят не выше отметки об ограничении, т.к. пренебрежение этим правилом может привести к поломке выноса во время движение и неминуемым падением.

 

Проверка состояния и крепления подседельного штыря и седла

Проверьте затяжку подседельного штыря. Поднимать штырь выше ограничительной отметки нельзя, это может привести к поломке как самого штыря так и всей рамы.

 

Смазка цепи

Постоянно проверяйте цепь на наличие смазки в необходимом объеме. Плохо смазанная цепь увеличивает износ, как цепи, так и зубья кассеты, к тому же нарушается работа переключателей передач. Смазывать цепь желательно перед каждым выездом. Перед смазыванием тщательно очистите цепь от всех посторонних элементов (трава, грязь, песок). После смазки протрите цепь  тряпкой, т.к. излишки масла хорошо притягивают песок, который как абразив сотрет цепь и кассету.

 

Промывка цепи

Не реже раза в месяц (при активном использовании – чаще) необходимо полностью промывать цепь от грязи и старого масла. После промывки цепь необходимо высушить и сразу смазать. Для упрощения данной операции можно купить специальную машинку для чистки цепи, при этом не потребуется снимать цепь с велосипеда.

 

Смазка внутренностей трещотки

Смазка подшипников трещотки производится не менее одного раза в год.

 

Смазка переключателей передач

Переключатели смазываются с помощью жидких смазочных материалов, желательно в виде аэрозоля. Для увеличения срока службы следите за чистотой и своевременной смазкой.

 

Смазка колесных втулок

Для смазки втулки разберите её с помощью конусных ключей и осторожно извлеките с обеих сторон все шарики подшипника. Обычно бывает 8 штук с каждой стороны. Далее отчистите внутренности от старого масла, проверьте износ беговых дорожек конуса на предмет износа. Смажьте дорожку густой смазкой и вставляйте по одному шарики. Они должны фиксироваться там и держаться за счет сцепления с маслом. После сборки проверьте втулку на наличие люфта и при необходимости настройте с помощью ключей.

 

В этой статье я рассмотрел только самые важные элементы обслуживания велосипеда. Более подробно я расскажу о деталях в следующих статьях.

С уважением, Швыдков Артем.

Категория: Мои статьи | Добавил: shvydkov (10.02.2015) | Автор: Швыдков Артем
Просмотров: 787 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar